Щебеночно–песчаная смесь — побочный продукт при промышленной разработке горных пород. Природный материал очищают и сортируют, проверяют на соответствие ГОСТ 25607-2009. Сфера применения ЩПС зависит от зернового состава, количества пылевидных и глинистых частиц, марок морозостойкости, дробимости и других характеристик.
Основные характеристики ЩПС
-
Прочность щебня отображена в ГОСТ 8267-93. Марка дробимости щебня из осадочных горных пород должна быть не ниже 400. Прочность щебня с маркировкой до М600 считается слабой, до М800 — средней, М1200 — прочной, М1400 — высокопрочной;
-
Морозостойкость щебеня маркируется по числу циклов замораживания и оттаивания: от F15 до F400;
-
Смеси, в которых до 10% песчаной составляющей от массы, подходят для морозозащитных слоев, если процент больше — проводятся испытания на степень пучинистости, допустимо не более 0,04 деформации;
-
Водостойкость ЩПС маркируется в зависимости от потери массы при испытаниях: до 1% — В1, 1–3% — В2;
-
Пластичность щебня: Пл1 до 1%, Пл2 —1–5%, Пл3 — 5–7%;
-
Процент пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях: до 20% для оснований, до 10% для покрытий.
-
Коэффициент фильтрации показывает на сколько мл за сутки влага проникает в материал.
-
Насыпная плотность для ЩПС в среднем — 1,7 т/м3, коэффициент уплотнения зависит гранулометрического состава смеси — 1,1-1,5.
Классификация щебеночно-песчаных смесей
Готовые смеси по ГОСТ 25607-2009 сортируются на 11 групп. В каждой отмечен размер самой крупной фракции, которой в составе до 10% от массы, количество частиц менее 0,05 мм, а также допустимое процентное соотношение частиц других размеров.
Для покрытий применяют смеси С1 и С2.
-
В С1 самая крупная фракция 40 мм. Применяется состав там, где нужна гладкая поверхность, позволяет возводить даже не асфальтированные дороги.
-
В С2 самые крупные гранулы — 20 мм, используется там же, где и С1 и для ландшафтных работ.
Смеси С3–С8 используются для оснований, где нужна непрерывная гранулометрия, С9–С11 — для оснований, где прерывистая.
-
В С3 размер зерен — 120 мм и меньше, задействуется для дополнительных слоев дорожного покрытия. С ее помощью экономят на асфальте и бетоне при строительстве дорог.
С4 и С5 наиболее востребованы.
-
Самая крупная фракция ЩПС 4 — 80 мм, применяется для покрытий автомобильных дорог, укрепления обочин, для балластной призмы трамвайных и железнодорожных путей.
-
С5 наибольшими гранулами 40мм используется там же, где и С4, а также при строительстве жилых и производственных зданий.
- У С6 самые крупные гранулы 20 мм, задействуется почти во всех областях строительства.
-
У С7 самая крупная фракция 10 мм, у С8 —5, используются при закладке подушки дорожного полотна.
-
С9 с зернами 80 мм и меньшего размера используется для нижнего слоя автодорог, а также при строительстве тротуаров, стоянок площадей.
-
С10 — 40 мм, применяют на 1 этапе строительства дорог.
-
С11 — 20 мм используется для временных дорог, засыпки разворотных и стояночных площадок, обустройства автодорог.
Преимущества щебеночно-песчаных смесей
Смеси — побочный продукт карьерного производства, для их производства и сортировки не требуется дорогостоящее промышленное оборудование, поэтому они отличаются невысокой стоимостью.
ЩПС неприхотливы к погодным условиям, морозостойкие составы не требуют особых условий для складирования, неморозостойкие после обработки стабилизаторами — тоже. Использовать их можно в любую погоду, а срок хранения практически неограничен.
Для транспортировки можно использовать любой грузовой транспорт, главное чтобы разные составы не смешивались между собой. Нельзя проводить промежуточные погрузочно-разгрузочные работы после отправления на стройплощадку.
Основные области применения ЩПС
В зависимости от радиационных показателей смеси можно использовать для строительства:
-
жилых и общественных зданий — до 370 Бк/кг,
-
дорог в пределах населенных пунктов и производственных зданий — 370–740 Бк/кг,
-
дорог вне населенных мест —740 –1500 Бк/кг.
ЩПС используются для устройства фундаментов при сооружении зданий, для дренажных систем, обустройства площадок и ландшафтных решений. Продукт нужен при производстве бетонных и асфальтобетонных смесей, применяется для железнодорожных насыпей, уплотнения и выравнивания автодорог и тротуаров, а также взлётных полос аэродромов.