Качество дороги во многом зависит от щебеночной основы-подушки, на которую укладывается асфальт или иное твердое покрытие. Если при возведении такой основы были нарушены технологические нормы, между щебнем образуются полости. Они заполняются водой, которая замерзает зимой и деформирует дорогу. В результате на асфальте появляются трещины и выбоины, что чревато аварийными ситуациями.
Что такое расклинцовка щебня в дорожном строительстве: это трамбование нескольких слоев камня. Расклинцовка грунта щебнем подразумевает укладку материала крупных и мелких фракций таким образом, что между ними не остается зазоров и пустот. Щебень плотно прилегает друг к другу, не двигается и представляет собой монолитное основание.
Для чего нужна расклинцовка щебня: эта технология обязательно применяется при строительстве аэродромов, железнодорожного полотна и насыпей, дорог с большой нагрузкой потока машин, высотных зданий, мостов, тоннелей и промышленных железобетонных конструкций.
Перед расклинцовкой нужно составить разрешительную документацию — акт и техкарту, где указываются этапы работ, используемые инструменты, материалы, оборудование, методы контроля качества.
Расклинцовка дороги щебнем проводится в несколько шагов:
Чтобы определить качество расклинцовки на каждом этапе, используют планомер — контрольно-измерительный прибор. Его работа основана на методе динамического зондирования. После нескольких ударов по щебню определяется степень усадки, которая должна соответствовать нормативам. Если степень усадки неудовлетворительная, поверхность трамбуют катком дополнительно. Не должно быть также волн и заметной подвижности камней.
Технология расклинцовки щебня дешевле, проще и быстрее, чем заливка основания бетоном. Правильно выполненная основа под асфальтобетон или иное твердое покрытие состоит из щебня трех фракций — крупного, среднего и мелкого. Щебень не нужно скреплять вяжущими материалами и смесями. Прочность достигается благодаря тому, что крупные камни заклиниваются более мелкими. Расклинцовка щебня на дороге обеспечивает высокую плотность, стойкость к физическим и механическим нагрузкам.
При строительстве дорог, аэродромов, мостов и других промышленных объектов необходимо строгое соблюдение технологии расклинцовки, описанной в СНиПах и ГОСТах. Требуется контроль качества утрамбовки на каждом этапе. Когда выполняется строительство частного дома, подъездной дороги к гаражу, дорожек на садовом участке, бутование забора щебнем, требования к соблюдению технологии значительно ниже.
Метод расклинцовки щебня учитывает климат местности, рельеф, уровень залегания подземных вод, тип и подвижность почвы. При выборе строительного камня нужно учитывать его фракцию, прочность, морозостойкость, параметры водопоглощения, насыпной плотности.
Основные виды щебня, который используют для возведения основания:
Дополнительно для расклинцовки щебня могут использовать асфальтовую крошку, гранитный отсев, песок.
В нормативных документах и ГОСТах прописано, сколько щебня потребуется на расклинцовку. Также установлены нормы для фракций, подходящих для конкретных работ. Например, для возведения основания фундамента нужен щебень крупной фракции 70-120 мм, а для расклинцовки под пешеходными дорожками подойдет камень фракции 5-20 мм.
Объем щебня на расклинцовку определяется дорожными нормативами и ГОСТом 8267. Так, на каждые 1 000 м2 рабочей поверхности при расклинцовке нужно использовать соотношение в расходе щебня фракций:
Для расчета цены расклинцовки нужно узнать стоимость щебня и его расход на 1 000 м2. На основе этих данных составляется смета.
Подбор фракции зависит от цели. Например, при засыпке подъездного участка к гаражу можно использовать для расклинцовки щебень одной фракции — 20-70 мм. Он содержит вместе более крупные камни и небольшие. Такой материал будет равномерно ложиться на поверхность и также эффективно уплотняться.